Запорожцы, шедшие или ехавшие возле областной универсальной научной библиотеки утром одного из последних дней ноября 2013 г., с удивлением обозревали, стоявшие у входа в храм книги, автомобили из коллекции музея техники «Фаэтон».
Вот так неординарно работники библиотеки обозначили день открытия документальной мега-выставки «Автомобиль в нашей жизни».
Поводом для проведения выставки, организованной библиотекой при содействии облГАИ и музея ретроавтомобилей «Фаэтон», стал юбилей. Ровно 110 лет назад началось массовое промышленное производство автомобилей. Этот год принято считать началом автомобилизации планеты.
Студенты автомобильного факультета Запорожского национального технического университета стали первыми посетителями выставки. Заместитель директора библиотеки Наталья Купреева рассказала, что вниманию посетителей представлено более 350 источников информации – книги, брошюры, журналы, газетные публикации – об истории возникновения и развития автомобильного производства. Отдельный стенд экспозиции посвящен АвтоЗАЗу, берущему начало от завода сельхозтехники.
Экскурс в историю
Краткий экскурс в историю мирового автомобилестроения сделал редактор газеты «Безпечний шлях» Виктор Армяновский. Он поведал, как в 1885 году в Мангейме построил свой первый автомобиль Карл Бенц. В январе 1886 года он получил патент на него и начал выпуск своего детища в 1888 году. На следующий год в Штутгарте Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали свое авто. Известный американский промышленник Генри Форд свой первый автомобиль создал в 1892 году, а в 1903 году поставил его производство на конвейер.
Первая машина марки «Мерседес» в Александровске (так раньше называлось Запорожье) появилась в 1915 году, и приобрел ее мещанин Гринер.
ПЕРВЫМИ автомобилями в СССР стали АМО-Ф15 (грузовой) и ГАЗ-А (легковой), изготовленные в 1924 и 1932 годах на автозаводах в Москве и в Нижнем Новгороде (позже Горький). В том же 1932 году на ГАЗе начался выпуск легендарной полуторки – ГАЗ-АА. Этот грузовичок, кабина которого была изготовлена из фанеры, великолепно зарекомендовал себя во время Великой Отечественной войны. Простой в обращении, легкий в ремонте, он стал настоящим тружеником на фронтовых дорогах.
На площадке – советские автомобили
Выйдя на площадь перед библиотекой, посетители музея могли непосредственно ознакомиться с некоторыми автомобилями советского периода. Заместитель директора музея клуба «Фаэтон» Семен Мушер свои пояснения начал с военного грузовика УралЗИС (ЗИС-5В). Его выпуск наладили в июле 1944 года в Миассе Челябинской области, куда в 1941 году был эвакуирован Московский автозавод. В отличие от полуторки, эта машина была мощнее и имела грузоподъемность три тонны. У нее упрощенная конструкция: тормоза только задние механические, кабина из деревянного каркаса, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа только с задним откидным бортом. (Именно Урал-ЗИС установлен в честь шоферов-фронтовиков на пьедестал под Запорожьем).
Рядом расположился не менее известный легковой автомобиль ЗИМ (ГАЗ-М-12). В мае 1948 года ГАЗ получил правительственный заказ на разработку шестиместного легкового автомобиля. Конструкторы и производственники с задачей справились в сверхкороткий срок – 15 февраля 1950 года ЗИМ был показан Сталину в Кремле. Автомобиль вождю сразу понравился, и он дал добро на его серийное производство. ЗИМ начал поступать не только в госучреждения, но и в свободную продажу. Правда, его цена (40 тысяч рублей) была не всем по карману.
К сожалению, ни одной машины родного АвтоЗАЗа на демонстрационной площадке «живьем» мы не увидели. Завод не откликнулся на предложение о выставке. Понять можно: история у него богатая, а современность не радует. Предприятие работает несколько дней в неделю и надеется на нормализацию отношений с Россией. Там находится основной рынок сбыта его продукции.
Берегись!
Автомобиль!
На демонстрационной площадке можно было видеть еще один автомобиль Горьковского автозавода – милицейскую «Волгу» ГАЗ-21 с желтой окраской и синей полосой. На автомобиле установлена система звукового оповещения (громкоговорители), проблесковый маячок синего цвета и сирена. Примечательно, что эти машины использовались и в силовых структурах ряда иностранных государств.
О том, что автомобиль является еще и средством повышенной опасности, рассказал руководитель группы профилактической работы отдела ГАИ ЗГУ ГУМВД Украины в Запорожской области капитан милиции Владимир Гаранин. В своем выступлении он напомнил пришедшим на открытие выставки студентам содержание основных пунктов Правил дорожного движения.
Упомянул он и о прошедшей недавно Международной неделе безопасности движения. Если не остановить нарастающий вал дорожных аварий, подчеркнул он, то в ближайшем будущем количество ДТП достигнет размеров эпидемии.