«Через горы, реки и долины…»
«Через реки, горы и долины
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины
По путям-дорогам фронтовым»…
Этой незатейливой песенке фронтового шофера исполнилось более 60 лет, но ее по-прежнему поют ветераны, она неизменно звучит в концертах, посвященных Дню Победы. Есть в ней, гово-ря современным языком, некий скрытый драйв.
«Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, нелегок и нескор.
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранки не бросал шофер».
Последняя строчка запечатлена на стеле, венчающей памятник воинам-автомобилистам, что стоит у южного въезда в Запорожье, и ее читает каждый проезжающий по автодороге Харьков-Симферополь. Рядом на постаменте грузовик ЗиС-5, почему-то именуемый в народе «полуторкой» – это ошибка: ЗиС-5, «рабочая лошадка» минувшей войны, вынесшая на своем «хребте»-раме все тяготы лихой годины – трехтонка. Но если этот ветеран-грузовик застыл на вечной стоянке, то благодаря стараниям и усердию энтузиастов из общественной организации им. Л.Е. Хлевного «Автомотоклуб «Фаэтон» его «живой» собрат уже не первый год выезжает 9 мая из музея клуба и, вместе с другими автомобилями-фронтовиками, по праву возглавляют парад ветера-нов, идущих по проспекту Ленина Запорожья. А если едет колон-на военных машин, да еще и по главной городской магистрали, то обеспечивать безопасный проезд, наряду с инспекторами ГАИ, должны, видимо, и военные регулировщики? Так подумали в Управлении Госавтоинспекции УМВД Украины в Запорожской области. Подумали и решили картину военного времени реконструировать.
В мемуарах о минувшей войне выяснили, что при Главном автобронетанковом управлении Красной Армии была специальная служба, осуществлявшая надзор за порядком на дорогах. Узнали также, что в условиях скопления огромной массы людей и техники, порой под артиллерийским обстрелом или бомбежкой противника осуществлять это было совсем не просто, а затор на мосту или узком участке дороги мог привести к ничем не оправданным потерям живой силы и техники.
Спрос с нарушителей Правил дорожного движения и технической эксплуатации был тогда очень строгим. Виновные в авариях с потерпевшими шли под трибунал, а затем прямиком в штрафные подразделения, искупать свою вину кровью. Выявленный факт обмена канистры бензина на выпивку и закуску мог закончиться для шофера показательным расстрелом перед строем. Заметим – первый комендант Берлина генерал-майор Берзарин прошел всю войну без единого ранения, а вот погиб на улице столицы уже поверженной Германии в результате обычного ДТП.
И если ближе к фронтовой черте порядок на дорогах осуществляли мужчины – здесь не только крепкое слово шло в ход, но и оружие порой приходилось применять, то в освобожденных населенных пунктах прифронтовой полосы из-за нехватки мужчин движение на перекрестках регулировали представительницы слабой половины человечества.
Нашли в книгах о войне и фотографии, запечатлевшие девушек с флажками в руках и винтовкой за плечами, установили отличительные детали форменной одежды. Майор милиции Андрей Топчий, начальник сектора профилактической работы УГАИ, -консультировался у ветеранов, а капитан милиции Ирина Жирова, инспектор сектора профилактики, провела инструктаж личного состава отделения регулировщиц, в которое, помимо нее, вошли девушки-журналисты Елена Бочковская (газета «МИГ»), Елена Панченко («Комсомольская правда» в Украине») и Катя Коротчен-ко («Остров свободы»).
Колонна военных автомобилей, регулировщицы в форме бойцов Красной армии с винтовкой за плечами вызывали у ветеранов слезы.
По отзывам переживших военное лихолетье картина, воссозданная усилиями участников клуба ретро-автомобилей Дмитрия Позняка, Вячеслава Зайцева, Анатолия Баштавого, Юрия Голтвяницы, Григория Онопченко и других, при поддержке Управления ГАИ, выглядела весьма достоверно. А значит – жива связь поколений, жива память о тех трудных, но героических годах. И никто не сможет украсть Великую Победу наших прадедов, дедов, отцов и у них, и у нас, их наследников, а все попытки пере-смотреть итоги Второй мировой войны, оправдать преступников и оклеветать героев-победителей будут и в дальнейшем обречены на провал.
«Может быть отдельным штатским лицам
Эта песня малость невдомек,
Мы ж не позабудем, где мы жить не будем,
Фронтовых изъезженных дорог»…
Виктор Армяновский